Бхакти Мала Февраль 2012

Лидерство

Sahito mantrayitvaa yah
Karma-arambhaan pravartayet
Daive cha kurute yatnam
Tamahuh purushottamam

(Рамаяна 6-6-8)

[Перевод: Всякий раз, когда планируется совершить значительное дело, следует проконсультироваться с людьми, которые связаны с ним, обсудить с ними, а затем начать выполнение. Кроме того, следует также стремиться получить поддержку Божественного. Тот, кто относится к работе таким образом, является превосходным лидером]

В настоящее время идёт множество дискуссий и исследований о лидерстве. Мы также видим смену парадигмы в концепции лидерства. Оно более не ограничивается идеей руководства политической партией, государством или страной. Растёт осознание того, что человеку важно стать лидером в своей области компетенции, на его должности в пределах своей сферы деятельности.

Вопрос: А где же возможности для лидерства в обычной семье? Разве есть место для такого лидерства в жизни, например, богатого человека, предпринимателя или сотрудника?

Ответ: Почему нет? Рассмотрим обычную семью. Дочь должна быть выдана замуж. Старший сын должен быть отправлен за границу для получения высшего образования. При таких обстоятельствах важно обсудить плюсы и минусы, проблемы, которые могут возникнуть, и решения, которые должны быть приняты. Разве это не удобно, если в семье есть старший, кто может принимать решения, которые являются полезными не только для вопрошающих, но и для всей семьи? Разве в этом случае он не должен взять на себя роль лидера?

Возражение: По большому счёту самый старший член семьи может взять на себя роль лидера. А как насчет остальных? Где необходимость и возможности для занятия ими позиции лидера в семье, в обществе или в другом месте? Когда нет возможности или необходимости занимать позицию лидера, какой прок непрофессионалу от уроков лидерства?

Ответ: Есть две области, в которых ваши предположения необходимо исправить.

1. Что старший человек в семье обязан стать лидером.

2. Что тот, кто не является лидером в семье, не может стать лидером в другом месте.

Рассмотрим первый пункт.

Мы все знаем историю жизни Господа Кришны. Когда Кришна был мальчиком и жил в Гокуле, в их семье далеко не всё было хорошо, несмотря на королевское происхождение. Потеряв царство, семья зарабатывала себе на жизнь молочным животноводством. В городе Мадхура они производили молоко, творог, масло и т.д. На доходы, полученные от продажи молока и молочных продуктов, они даже платили налоги королю.

Они были жители небольшой деревни Враджа в царстве Мадхура. В этой деревне Васудева был назначен управляющим. По некоторым причинам, царь заключил Васудеву вместе с женой в тюрьму. Спустя некоторое время у них родился Шри Кришна. Опасаясь, что царь убьёт ребенка, Васудева послал Кришну к Нанда, мелкому фермеру в деревне Враджа. Финансовое состояние Нанда было хуже, чем у Васудевы. Таким образом, в детстве Кришне пришлось работать пастухом. Наши писания, возможно, красочно передают детские игры Кришны. Они, возможно, придали духовный смысл этим играм. Но факт остается фактом, что в финансовом отношении у них всё было плохо.

Кришне исполнилось 12 лет. Его приёмные родители были не в состоянии выполнить ему церемонию повязывания нити и не могли отправить его в школу. Король Мадхуры собирался убить Кришну. Когда Кришна узнал об этом, он вместе со своим братом Баларамой отправился в Мадхура и убил императора.

В результате царство перешло к Кришне. Его отец, Васудева, был освобожден из тюрьмы.

Тем не менее, уже в этом нежном возрасте, Кришна принял очень зрелые решения и передал бразды правления царством Уграсене, отцу царя, которого он только что убил.

В результате Васудева стал подчинённым царем с некоторым положением. Его старший сын Баларама стал принцем. У Кришны не было никакой официальной должности. Ну и что? В своей семье, а также и в королевстве, он был лидером - независимо от того, кто сидел на троне. Даже в больших делах, т.е. в политической жизни великого царства Куру, Кришна стал очень значим, но не после того как он постарел, а в молодом возрасте 25 лет!

Даже в современном мире, мы видим ситуации, в которых младшие члены семьи берут на себя ответственность за всю семью. Итак, вам нужно исправить ваше первое предположение.

Давайте обратим внимание на ваше второе предположение.

Ганди в детстве не брал на себя роль лидера семьи. Ну и что? Разве он не стал великим лидером нации позже в своей жизни? Таким образом, необходимо исправить ваше второе предположение тоже.

«Как каждый может стать лидером?» - Это другое ваше возражение.

«Есть ферма, на которой работают около ста рабочих. Среди них есть лидер. И существует владелец фермы, кто им платит. Этот парень большой лидер. Лидер рабочих это меньший лидер. А как насчет остальных? Они не являются лидерами, не так ли?» – это ваше возражение.

Хороший вопрос. Но подумайте сами: существует один лидер из ста (или около того) рабочих. Означает ли это, что остальные бесполезны с точки зрения лидерства?

Конечно, нет! Как только их нынешний лидер постареет и умрёт, другой рабочий из той же группы возьмет на себя лидерство. Вы хотите сказать, что этот новый лидер сразу получил все лидерские качества? Конечно, нет! Они были в нем раньше. Тем не менее, он не стремился стать лидером. Он работал в качестве простого рабочего. Поскольку у него есть лидерские качества, он был хорошим последователем. Если когда-либо, в связи с некоторым непониманием, рабочие стали бы недовольны и попытались бы восстать против руководства, этот парень объяснил бы им фактическое положение вещей и тем самым предотвратил бы конфликт.

Означает ли это, что они единственные люди этой группе, обладающие лидерскими качествами? Группа, в которой почти каждый член способен быть лидером, станет успешной группой. Таким образом, лидерские качества важны не только для лидера, но и для всех и каждого в группе.

Вопрос: Прошу вас, объясните, что на ваш взгляд означает стать Nayaka (лидером)? Означает ли это отдавать приказы другим? Командовать другими? Быть непреклонным по отношению к собственной точке зрения?

Ответ: этимология санскритского слова «Nayaka» такова – «Nayati iti Naayakah» (лидером является тот, кто помогает другим ходить)

Здесь, помогать другим ходить не означает, например, помощь малышу научиться ходить. Это также не помощь физиотерапевта, помогающего своему пациенту совершить прогулку после продолжительной болезни. В действительности это значит помогать другим развивать ум и твердость для принятия правильного решения в нужное время. Для того чтобы добиться этого, лидеру самому необходимо сначала развивать эти качества. Идеальный лидер это тот, кто, ступая по правильному пути, и другим поможет идти по правильному пути. Поэтому каждый, кто стремится стать лидером, должен сначала развить твердость убеждений и привить эту же твердость другим вокруг него.

Возражение: Это тот момент, когда начинается командование другими. Это тот момент, когда человек становится непреклонным. Это именно та реальность, о которой мы вам прямо сказали. Что вы делаете, так это говорите то же самое, но в подслащенном варианте.

Ответ: Даже в этом вы ошибаетесь. Для тех, кто делает такую же ошибку, мудрец Вальмики дал важную Шукти:

Sahito mantrayitvaa yah
Karma-arambhaan pravartayet
Daive cha kurute yatnam
Tamahuh purushottamam

[Перевод: Всякий раз, когда планируется совершить значительное дело, следует проконсультироваться с людьми, которые связаны с ним, обсудить с ними, а затем начать выполнение. Кроме того, следует также стремиться получить поддержку Божественного. Тот, кто относится к работе таким образом, является превосходным лидером]

В этом Шукти мудрец предложил четыре шага для достижения позиции лидера.

1. Лидер должен общаться с другими людьми

2. Он должен участвовать в коллективном мышлении

3. Он должен принимать участие в совместных усилиях

4. Не останавливаясь на этом, для успешного завершения работы он должен искать помощь Божественного

Мнение мудреца Вальмики заключается в том, что эти четыре качества абсолютно необходимы для любого лидера, если он хочет вызвать у последователей приверженность его делу.

Заметим, что Шукти нигде не поддерживает использование власти или служебного положения лидера. С другой стороны, она выступает за коллективные решения. После того, как принято коллективное решение, если какой-либо член группы уклоняется от ответственности из-за лени или трусости, ответственностью лидера группы является исправление этой ситуации. Чтобы добиться этого, руководитель может уговаривать, задабривать, умолять, угрожать или применять другие правильные методы. Воспринимать это как «командование» было бы неправильно. На самом деле, ничто не может быть дальше от истины, чем такое толкование.

Возражение: Это означает, что вы в действительности согласитесь с тем, что лидерство предполагает использование власти и положения на том или ином этапе.

Ответ: Вы говорите, как будто власть и положение сами по себе являются характеристиками лидера. То, о чём мы говорим, это если возникает необходимость, то лидер может использовать свою власть и положение частично и сдержанно. У лидера есть эта привилегия.

Возражение: Вы хотите сказать, что каждый лидер обладает таким самоограничением и самоконтролем?

Ответ: Даже Вальмики не полагает, что все лидеры наделены такими добродетелями. Он полностью признает, что существуют посредственные и плохие лидеры. Посмотрим, что мудрец говорит в последующих стихах об этом.

Ekartham vimrishedeko
Dharma prakurute manah
Ekah kaaryaani kurute
Tam- aahuh madhyamam naram
(Рамаяна 6-6-9)

Мудрец Вальмики в этом стихе явно перечисляет три качества посредственного лидера. При этом он подразумевает также четвёртое качество.

1. Такой руководитель сам решает, что правильно и что неправильно

2. Из нескольких вариантов он сам будет решать для себя, какие из них являются праведными, а какие нет

3. Он старается все делать сам

Описав три качества явно, Мудрец Вальмики отметил четвертое качество косвенно.

4. Посредственный лидер, когда его усилия не дают желаемого результата, подумав, привлекает других людей.

Возражение: Как вы решили, что это то, о чём мудрец косвенно говорит?

Ответ: При описании посредственного лидера, мудрец использовал выражение «Ekah Kaaryaani Kurute» (он пытается сделать все в одиночку). Любая работа, которую один человек может сделать сам, не может быть великой. Кроме того, тот, кто пускается в выполнение мелких задач, не может быть лидером. Таким образом, мы можем понять, что именно мудрец пытается косвенно передать. Эти четыре качества показывают, что человек несколько груб, но не бесконтрольно. Вот почему мудрец классифицирует такого человека, как посредственного лидера.

Посмотрим теперь, что мудрец говорит о последнем типе лидера.

Guna dosho vinishchitya
Tyaktvaa daiva vyapaashrayam
Karishyaamiti yah kaaryam
Upkeshet sa naraadhamah
(Рамаяна 6-6-10)

Плохого лидера характеризуют четыре качества:

1. Он сам решает, что правильно и неправильно в предпринимаемых работах

2. Он никогда не будет беспокоиться о божественной помощи

3. "Я сделаю все" будет его отношение.

4. У него будет склонность откладывать решение задач

Посредственный и плохой типы лидеров обладают низким уровнем самоконтроля и самоограничения. Такие лица приобретают управленческие должности либо по наследству или путем обмана.

Такие «лидеры», сталкиваясь с ситуацией, когда дела идут из рук вон плохо, будут стараться изображать из себя превосходных лидеров. Тем не менее, они никогда не смогут добиться настоящего успеха. Мудрец Вальмики разработал уникальный метод для передачи этого послания. Давайте посмотрим какой.

Как правило, Вальмики использует благородных персонажей, чтоб передать такие важные послания. Тем не менее, в данном случае, это Равана, через которого мудрец передал сообщение. И это произошло в то время, когда Хануман в одиночку уничтожил любимый сад Раваны, после чего поджёг несколько важных зданий. На поспешно созванном экстренном совещании, Равана, кипящий от обиды внутри, не в состоянии смотреть своим министрам прямо в глаза, обращается к ним с этими стихами!

До этого момента времени Равана никогда не заботился о предварительном планировании. Он никогда не обращался за советом к министрам. Кабинет состоял из министров просто искавших положения. Существовали только два человека, которые были достаточно смелыми, чтобы выразить Раване свою точку зрения. Один из них был Кумбхакарна. Но он почти всегда спал. Другим был Вибхишана, кого Равана изгнал из королевства. Не осталось никого, кто мог бы дать правильный совет. Таким образом, несмотря на то, что он сам был ученый, несмотря на огромную армию, Равана был уничтожен вместе с тысячами и тысячами тех, кто зависел от него.

Передавая Шукти через Равану, посредственного лидера, мудрец Вальмики намекает читателю, что только тот, кто с самого начала развивает хорошие качества, станет настоящим лидером. Кроме того, тот, кто делает вид, что обладает такими качествами, не может быть настоящим лидером. Более того, Вальмики совершенно ясно указывает, что его падение является предрешенным результатом.

У того, кто является совершенным лидером в своей общественной жизни (на собственном уровне), не будет проблем найти правильный путь и в духовной области. В конце концов, честность, искренность и взаимопомощь являются обязательными качествами, необходимыми для духовного искателя. Такие качества можно встретить только у совершенных лидеров, о ком говорилось выше.

Поэтому тем, кто хочет развиваться духовно, крайне важно вести личную и общественную жизнь чисто. Чтобы подчеркнуть этот важный момент, в этот раз была выбрана эта Шукти. Пусть Господь Даттатрея, Гуру других Гуру, благословит вас развивать лидерские качества в личной, общественной и духовной жизни.

Джей Гуру Датта!

Шри Свамиджи

[Домой] [На предыдущую страницу]