Шукти Манджари

В мире мы можем видеть три вида образованных людей. Некоторые из них пытаются заработать как можно больше денег благодаря своему знанию. Обычно они просто так никого ничему не учат. Они всегда ищут в этом выгоду для себя. В настоящее время учёные, доктора и т.п. принадлежат к этой группе.

Существуют и другие люди, полные страстного желания показать своё знание независимо от того, слушает ли их другой человек или нет. Они желают славы. Для них нет ничего более важного, чем признание. Поэты, например.

Существуют также те, у кого нет особого стремления к деньгам. Они не жаждут славы и признания. Но всё же они не делятся своим знанием с другими. Мы можем видеть таких людей на духовном поле. Это третий тип.

Очевидно, между первым и вторым типами существует огромная разница. Люди, принадлежащие к первой категории, обладают положением в обществе, здравомыслием и не многословием. Следовательно, они быстро завоёвывают уважение.

Люди второй группы обычно разговорчивы. Хотя мы не можем определённо сказать, что они не здравомыслящи, иногда мы это ощущаем. Другие склонны показывать фальшивое уважение и интерес к таким людям, а они, в свою очередь, не понимают этого и считают, что их действительно уважают и признают. Обычно они не богаты. Следовательно, и статус их не будет очень высок.

Однако люди, принадлежащие к третьей категории, совершенно различны. У них есть черты обеих групп. Одни очень разговорчивы, другие почти не говорят. Некоторые богаты, другие не очень. Некоторые завоёвывают уважение, несмотря на отсутствие богатства, другие богаты, но не почитаемы. Следовательно, люди третьей категории обладают сложными характеристиками и трудно анализируемы.

Давайте рассмотрим первые две группы. Можем ли мы сказать, что люди первой категории эгоистичны, а второй - нет? Можем ли мы сказать, что люди первой категории по природе молчаливы, а второй - разговорчивы? Когда мы рассмотрим определённые ситуации, мы поймём, что такой грубый анализ неприемлем.

Если мы хорошенько посмотрим в историю, мы обнаружим, что были времена, когда определённая ветвь знания или тенденция имели доминирующее положение и поддержку в обществе. В нашей стране были времена когда поэты и знатоки Санскрита вызывали восхищение и занимали высокое положение. В те дни они были богаты, обладали всеми удобствами и были образцами положения в обществе. Обычно они говорили немного. Даже врачи и инженеры не имели такого уважения. Последние не были богатыми и, по иронии судьбы, имели склонность поболтать!

Когда мы сопоставляем эти исторические факты в уме, становится ясно, что люди из обеих групп были в основном эгоистичны.

Тем не менее, в определённый исторический период общество принимало и уважало эгоизм определённой группы людей. К примеру, до самого недавнего времени врачи и инженеры заслуживали ни с чем не сравнимого уважения. А сегодня ум и сердце молодёжи заполнены компьютерами и программами. Почему? Поскольку это наиболее прибыльное занятие. Следовательно, оно считается великим полем работы. На специалистов по программам и учителей смотрят с необычайным благоговением и трепетом. Теперь никто не вспоминает математику, которая на самом деле является основой компьютеров. Так ведёт себя мир. Так было вчера. Так сегодня и так же будет завтра.

Следовательно, можно сказать, что различие в поведении людей, принадлежащих к первым двум группам в основном зависит от их последователей и уважения, которого они заслуживали в различные периоды истории. Это не так, поскольку существует фундаментальное различие между ними. Обе группы состоят в основном из эгоистичных людей. Эгоизм принимает форму желания денег либо славы и почёта. Следовательно нет необходимости в двух различных группах.

Согласен. Обе группы эгоистичны. И что? Разве общество не нуждается в них? Конечно, нуждается. На самом деле, это потребность общества, чтоб их эгоизм был удовлетворён. Что есть потребность? Это то же вид эгоизма. Таким образом, здесь существуют два вида эгоизма. Первый - дающий, второй - принимающий. Поскольку оба работают с одним и тем же сырым материалом (т.е. эгоизмом), возможен рабочий договор. Величественное имя, данное этому пакту - Гуру Дакшина.

Вспомните, что сейчас мы не обсуждаем духовное знание. Мы сейчас обсуждаем мирское знание и присущие ему денежные обмены. Поскольку эгоизм является общим знаменателем дающего и принимающего, превалирует сила и требование. Учителя определённой ветви знания, потребность в которой велика, способны получить максимальную прибыль из желающих получить это знание. Тот, кто хочет получить знание, не будет возражать потратить колоссальные деньги. Не только это, он подготовлен тратить больше денег, чтоб не позволять остальным получить это знание. Таким образом в области образования создаётся конкурентный бизнес. Это реальность. Никто не способен остановить это.

Чтобы держать под контролем жадность людей необходимо хорошее руководство штатом. Наши античные мудрецы, которые глубоко исследовали этот аспект, написали книги о Раджа Шастра (правлении) и Дхарма Шастра (правила поведения).

В этих трактатах они заложили основные методы получения знания от наставника. Давайте посмотрим, что они написали:

Guru shushrooshayaa vidyaa
Pushkalene dhanena vaa
Athavaa vidyayaa vidyaa
Chaturthee nopapadyate

В этом стихе упоминаются три способа получения знания.

  1. Ученик должен служить наставнику и получать знания
  2. Ученик должен давать наставнику так много денег, как тот пожелает (как Гуру Дакшина) и должен получать знания
  3. Два образованных человека могут обмениваться знанием

Четвёртого метода не существует вовсе! - устанавливает эта Шукти.

Среди вышеизложенных трёх методов только второй включает деньги. Поскольку наши античные мудрецы не были склонны вовлекать деньги в образование, они не отдавали предпочтение этому методу. Остальные два способа не имеют отношения к деньгам. Третий метод относится только к тем, кто уже обучен определённому разделу знания. Так же, это не самая общая форма получения знания. Следовательно, в общем говоря, мы остаёмся с одним из первых двух путей.

Мудрецы древности были достаточно прозорливы, чтобы не вовлекать деньги в образование. Как только появляются деньги, в обществе начинаются проблемы с вежливостью. Образование, лишённое вежливости, может дать только деньги и ничего более. Оно не привносит ничего, что является важным для гармоничного сосуществования человечества. Если люди принимают такую систему, то в этой стране не остаётся духовных ценностей. Если нет духовных ценностей, обязательно разовьётся вражда к соседним обществам. Образование и знание, существующие в таких взаимно антагонистичных обществах могут принести только социальное разрушение. Для доказательства этой точки зрения, достаточно если мы вспомним ядерные и другие боеголовки, украшающие "важные" границы всех стран.

Перед тем, как были изобретены ядерные бомбы, люди сражались используя ружья. Перед этим они сражались на мечах. Даже перед этим они боролись при помощи камней. В те дни, даже в случае войны, не было угрозы разрушения всей земли. Достижения современной "науки" ставят нас перед лицом такой опасности. Так называемые научные достижения являются результатом современной системы образования. Какого образования? Образования, которое продаётся в обмен на деньги.

Наши Риши предвидели, что такая ситуация может возникнуть. Они страстно противостояли ей. Поэтому они говорят: "Guru shushrooshayaa vidyaa - ученик должен добывать знания только служением своему Гуру. Гуру должен давать знание только после того, как ученик послужил ему. Так должен происходить обмен. Не должно быть другого способа," - говорят они.

Достаточно ли того, что они говорят? Позволит ли превалирующий в обществе эгоизм поступать так? Нет! Следовательно, совершенно необходимо, чтобы было создано окружение, которое подходит по духу такой системе. Правительство должно внимательно охранять эту систему. Когда это произойдёт, знания может и не будут распространяться так же быстро, но определённо, это предохранит общество от продвижения по пути саморазрушения.

Конечно, если кто-то решит воспользоваться данной системой, то может быть замедление экономического прогресса общества. В таких экстраординарных условиях правительство обязано иметь право вмешательства. Иначе руки правительства будут полностью связаны. Поэтому мудрецы прошлого дали вторую возможность - "Pushkalena dhanena vaa - т.е. при особых обстоятельствах можно распространять знания используя деньги". Кто должен решить наступила ли особая ситуация? Ни ученики, ни их родители не могут этого сделать. Даже Гуру не должны принимать такого решения. Это должно остаться за правительством, так, чтобы по прошествии особого периода можно было вернуться к использованию первой возможности.

"Это означает, что люди, живущие в обществе должны отдать свою свободу правительству. Почему мы должны доводить себя до такой ситуации?" - могут подумать некоторые мудрые люди. Эта Шукти для тех, кто живёт в обществе, проходящем через такую трудную стадию:

Nirneeyate loukika bodhaneshu
Mithassukhaarthaa guru dakshinaa saa
Paraasu vidyaasu tu saadhanaadhwa
Shramotsukatvam guru dakshinoktaa

Когда это относится к мирскому обучению, целью Гуру Дакшина (платежей Гуру) является взаимная выгода. Сумма будет фиксирована на взаимовыгодной основе (путём вовлечения правительства). Однако в применении к духовному обучению Гуру Дакшина, по мнению писаний, является интерес, проявляемый студентом, когда он на своём пути встречается с трудностями и лишениями. Таким образом, сама склонность студента не терять самообладания при встрече с трудностями в его духовном поиске, сама по себе является Гуру Дакшина.

Заметьте, что Гуру Дакшина или вовлечение денег должно определяться правительством. О чём мы должны задумываться когда устанавливаем Гуру Дакшина? Шукти говорит, что это должно быть в интересах всех и каждого. Это означает, что не только Гуру и ученики должны получить что-то, но должно быть благо для всего общества (представляемого правительством).

Гуру Дакшина не обязательно обозначает деньги. В конце концов, как мы только что обсуждали, общество, в котором обучение продаётся за деньги, приносит долговременный вред своим гражданам. Именно поэтому Шукти делает упор на том, что знание должно приобретаться служением наставнику.

Всё это обсуждение относилось к людям, принадлежащим к первым двум группам. Давайте теперь обратим наше внимание к третьей категории людей.

В начале было сказано, что таких людей обычно можно найти только на духовном поле. Это правда. Должно ли быть духовное обучение так же под надзором правительства? Это весьма каверзный вопрос и прямой ответ на него не будет ясным. Давайте должным образом проанализируем предмет.

Мы пытаемся обсуждать это, хотя сами живём в обществе, в котором даже сложно представить, что духовность можно преподавать как фундаментальную общественную науку. Мы почему-то предположили, что духовный прогресс и материалистические достижения не могут идти рука об руку, и пришли к заключению, что материалистические достижения сами по себе являются знаком прогресса и интеллекта. Находясь в рамках разума, мы пытаемся обсуждать серьёзный вопрос. Аналогично тому, как вы принимаете различные математические аксиомы, такие как "+", "-", а так же другие знаки и числа, а потом, базируясь на этом знании, понимаете сложные предметы, мы пришли к заключению, что духовный и материальный прогресс не могут иметь места независимо друг от друга. Находясь в подобном обществе, мы обсуждаем серьёзный вопрос. Нам необходимо построить прочную основу, на которой развивать настоящее обсуждение.

Когда работодатель нанимает работника, он уделяет пристальное внимание нескольким определённым факторам, перед тем как установить уровень заработной платы. Какие надо делать пенсионные отчисления? Какова будет сумма компенсации семье в случае смерти работника? Как я могу уменьшить потери нанесённые этим работником? - это ряд вопросов, которые возникнут перед приёмом на работу данного человека. Аналогично, когда женщина ждёт ребёнка, о ней начинают заботиться с первого месяца беременности. Ей дают тонизирующие средства и хорошее питание для правильного развития плода. Почему же по достижении пятидесятилетнего возраста мы не делаем никаких усилий для того, чтобы позаботиться о наших эмоциях и умственном процессе? Есть ли у нас какие либо планы для тех, кто достигнув 60 летнего возраста, проявляет не только изменение в способе мышления, но и в образе жизни?

Конечно, мы думали об этом. И что мы сделали для них? Мы построили дома престарелых! Мы создали "профессиональную" службу заботы!! Мы все вместе кричали, что старики это ответственность штата!!! Итак, кто может сказать, что мы не подготовили наших стариков (да и самих себя) к старости?

Хорошо. На самом деле хорошо. Но давайте спросим себя. Достаточно ли этих приготовлений для спокойной встречи смерти? Мы верим в перерождение. Мы знаем, что примем новое рождение в соответствии с нашей Кармой. Не стоит ли нам спросить самих себя, что так называемые приготовления, такие как небольшое благотворительное дело и благо, принесённое другим или редкая молитва - достаточны? Уверены ли мы, что из небольших благодеяний возникнет большая гора золота и мы будем наслаждаться удачной жизнью в следующем рождении?

Если эти вопросы достигнут наших сердец (а не просто будут услышаны нами), то несомненно начнётся изменение. Если человек, в котором происходит это изменение, окажется лидером или интеллектуальным человеком, наверняка в обществе произойдут перемены к лучшему. С другой стороны, если такое изменение произойдёт в сердце святого, это сулит великий урожай для общества. В прошлом наше общество регулярно собирало такие урожаи.

Общество, находящееся в таком золотом периоде, не будет удовлетворено заботой о беременных в виде тонизирующих средств и пищи. Такое общество обеспечит будущей матери обязательное прослушивание Священных Писаний. Точно так же как мы подвергаем новорожденных иммунизации, в былые времена ребёнка защищали и освящали при помощи священных Мантр Вед. Точно так же как в школах существуют программы питания учеников, учителя прошлого обеспечивали маленьких девочек и мальчиков такими учебными планами, которые гарантировали получение в достаточной степени общественных и духовных качеств. Точно так же как мы учим наших детей духу соревнования, они вселяли дух ответственности.

Ответственности по отношению к кому? Ответственности по отношению к личности, по отношению к родителям, старости, обществу, стране. Здесь нет остановки. Мы должны иметь ответственность и по отношению к будущим поколениям.

Сложные и значимые теории всегда были уделом интеллектуалов. Но большинство в обществе - обычные люди. Для них действия значительно важнее теорий. Когда начинаются действия? Они должны начинаться одновременно с фундаментальным образованием. Правители обязаны обеспечить это.

В античные времена цари пристально смотрели за Гуру Кулами (хижинами отшельников, где несколько учеников жили с Гуру несколько лет для получения знания), чтобы убедиться, что ученики правильно выполняют свои духовные практики и молитвы. Они так же пристально следили за образованными людьми, проверяя насколько хорошо те выполняют свои обязанности, как предусмотрено в писаниях. Всё это было сферой ответственности правителей. Поскольку цари были честны и чисты, система успешно работала. Мы знаем из истории, что наша страна в те времена пребывала в расцвете.

Будь то прошлое или настоящее, ответственность за обеспечение духовного образования прямо с детских лет лежит на правительстве. К сожалению, у нас нет сегодня такой возможности. Таким образом, только если понимание важности духовного образования не "снизойдёт" на человека (что может случиться очень поздно в его жизни), и этот человек начнёт духовный поиск, для человека не существует другого пути встретиться с духовным знанием. Следовательно, вопрос о возможности духовного обучения в раннем возрасте не встаёт в вообще! Мы живём в такое время, что даже невозможно подумать о таких строчках. Поэтому в наших умах ясно отпечаталось то, что духовное образование и пробуждение это "личное" дело.

В действительности это большая неудача. Но что ещё более приводит в уныние, это то, что люди, ставшие очень старыми и слабыми приходят к Гуру за азами духовного образования и Гуру даже не имеет возможности сказать им "нет".

Есть высокоуважаемый учёный, который является профессором в нескольких университетах разных стран. Мы попросили его быть учителем в программе обучения взрослых в нашем городе. Бедняга. Он не сказал "нет". Но представьте себе, что случится, если все высокообразованные профессора нашей страны будут учить в начальной школе! Может ли такое общество надеяться достичь прогресса? Это в точности тот самый способ, которым мы используем великих духовных учителей современности. Другими словами, мы недоиспользуем или даже неправильно используем Садгуру.

Хотя этот пробел существует в наших обществах, хотя они наделены очень высоким уровнем знания, Садгуру учат нас алфавиту духовности, потому что это то, что мы просим их делать. Мы твёрдо уверены в том, что это обязанность Садгуру учить любого и всякого, кто придёт к нему в поисках духовного знания. Отсюда люди, которые стали старыми и слабыми приходят к Садгуру, не способны воспринять и 1/100 части того, что хотят. Пожилые ученики не понимают своего пробела и неспособности. Вместо этого они обвиняют Гуру в укрывании духовного знания! В свою очередь Гуру продолжают учить всех, кто бы к ним не пришёл, не смотря на такие упрёки. Конечно, Гуру не беспокоят такие упрёки, и они продолжают обучение азам, поскольку если они не будут этого делать, общество может прийти ещё в больший упадок. Из за их настойчивости, их поведение может выглядеть странным.

Это люди, которых мы классифицировали как третью группу образованных людей. Поскольку они добровольцы (они сами предлагают обучать), у них нет жажды денег как у первой группы людей. Поскольку они уже достигли вершины духовности, их не интересует слава и признание (как людей второй группы). Если им ничего не нужно, то чего же они добиваются?

Как мать, зная, что её ребёнок через день или два умрёт, продолжает кормить его, так и эти благородные люди продолжают учить. Это любовь. Это сострадание. Это жертвенность.

Любовь - Сострадание - Жертвенность - эти три мантры заставляют Садгуру бродить по улицам в поисках людей, которым нужна помощь. Однако существует небольшое различие между матерью и Садгуру. Мать не может дать ничего кроме молока своему младенцу. В то время как Садгуру, если захочет, может дать что угодно своему ученику, если считает, что он полезен.

Что означает быть полезным? Вторая часть Шукти отвечает на этот вопрос.

Paraasu vidyaasu saadhanaadhwa
Shramotsukatvam guru dakshinoktaa

Сказано, что ученик полезен, если он не бросает своего поиска, что может случиться. Для Садгуру достаточно, если он увидит подобную установку у ученика. Если Гуру чувствует, что ученик будет выполнять садхану в соответствие с его указаниями, он будет готов сделать что угодно для ученика. Если ученик достигнет цели, упорно идя по пути, указанном Гуру, Гуру будет бесконечно удовлетворён. Он воспримет это как Гуру Дакшина (платёж). Это характеристика духовного Гуру. Принести удовлетворение Гуру таким способом - черта настоящего ученика. Вот история проясняющая это.

Император Рагху был одним из праотцов Господа Рамы. Он добился огромной удачи победив всех царей на земле. Люди думали, что он очень жадный. Царь Рагху решил выполнить Яджню. Она называлась "Вишваджит Яджна". Одним из условий этой Яджни является то, что исполнитель должен отдать всё своё имущество священникам.

В те дни выполнение Яджны было символом положения. Многие Цари выполняли Яджни. Некоторые то же выполнили Вишваджит Яджню, но в конце они делали только пожертвование одной монеты. Их аргументом было: "Как мы сможем выполнить другие Яджни, если у нас не останется денег?"

Но Рагху был не таким царём. В конце Яджни он отдал все свои богатства. А сам стал жить как бедный человек, готовя пищу в глиняных горшках. Он решил расстаться со своей армией и прислугой, поскольку был не в состоянии платить им. Соседние цари подумали, что это наилучшая возможность уничтожить Рагху и атаковали его. Поскольку Рагху был великим полководцем, он умудрился и победил их. Граждане были в страхе. Они не могли понять Рагху. Хотя он жил как бедный человек, он не бросил исполнять обязанности царя. Во времена его правления жил мудрец по имени Варатанту, управляющий школой в ближайшем лесу. У него был ученик по имени Коутса, который будучи под его опекой достиг совершенства в 14 различных предметах. Отшельники регулярно получали еду от Царя Рагху, как поддержку от правительства. Варатанту был счастлив тем, что получал от царя.

Молодой и энергичный Коутса однажды решил предложить наставнику Гуру Дакшина. Он пришёл к Гуру и сказал: "Уважаемый учитель, я хочу преподнести Гуру Дакшина. Пожалуйста, ответь сколько я должен дать тебе. Пожалуйста, не стесняйся. Какую бы сумму ты не попросил, я заработаю и предложу к твоим ногам."

Варатанту не интересовало получение денег от своего ученика. Но Коутса был настойчив. Он продолжал надоедать своему Гуру. В конце концов Варатанту сказал: "Хорошо, ты научился у меня 14 предметам. Так что дай мне 14 миллиардов золотых монет в качестве Гуру Дакшина." Варатанту подумал, что Коутса с этого момента перестанет надоедать ему, поскольку он запросил такую огромную сумму.

Коутса изумился, когда услышал, что сказал Гуру. Но в скорости он оправился и покинул школу, чтоб заработать эти деньги. Он бродил по лесу, размышляя как получить 14 миллиардов монет. Внезапно он вспомнил про императора Рагху. Он много слышал о нём. Он знал, что Рагху известен своей благотворительностью. "Какой бы щедрый он ни был, разве сможет он дать мне такую огромную сумму?" - думал он. "Нет ничего плохого в том, чтоб сделать попытку," сказал он сам себе и пошёл в царство Рагху. Когда он достиг царства, он узнал, что Рагху стал нищим после выполнения Вишваджит Яджни. Его оптимизм пропал. Но он не бросил надежды. Он пришёл к Рагху и когда увидел его, потерял последнюю надежду. Рагху выглядел как нищий. Коутса решил, что бесполезно спрашивать о чём бы то ни было и уже собрался уходить, когда Рагху остановил его. "Твоё имя Коутса. Ты ученик Варатанту. Ты пришёл попросить чего-то. Но уходишь не попросив. Я никого не отпускал с пустыми руками. Проси, чего пожелаешь."

Коутса удивился, услышав о себе от царя. Медленно он рассказал свою историю и ответил, что пришёл просить 14 миллиардов монет. Теперь Рагху был шокирован. Но он быстро пришёл в себя и сказал: "Хорошо. Будь сегодня моим гостем. Я найду деньги к завтрашнему утру."

Коутса не знал, что ответить. Он только хотел громко смеяться.

Ум Радху находился в стремительном поиске. Он думал о том как можно было бы выполнить своё обещание. Наконец он решил напасть на Кубера, Господа Богатства. Он приказал своему генералу к следующему утру подготовить лошадей и колесницу.

На следующее утро, ещё до восхода солнца, казначей прибежал в дом Рагху. Он сказал: "Случилось нечто экстраординарное. Прошлой ночью, когда я спал по обычаю около сокровищницы, я услышал какой-то шум сразу после полуночи. Я проснулся и открыл двери сокровищницы. И я увидел золотые монеты падающие с крыши. Я стоял, неспособный пошевелиться. Когда комната была полна, поток прекратился. Я не знал что делать. Я закрыл дверь и побежал к Вам."

Царь Рагху улыбнулся и сказал: "Должно быть, это был Кубера, Господь Богатства. Теперь возьми несколько телег, погрузи на них монеты и привези сюда. Я пойду и к этому времени приведу Коутса."

К тому моменту, когда Рагху вернулся с Коутса, прибыли телеги с золотыми монетами. "Мой дорогой Коутса, здесь золотые монеты. Это всё твоё. Возьми их немедленно."

"Сколько их здесь?" - спросил Коутса. Рагху ответил: "Это не имеет значения, это всё твоё." Но Коутса был непреклонен. Он хотел узнать сколько здесь было монет. В конце концов один из министров сказал: "Возможно, здесь около ста миллиардов монет."

Коутса чуть не упал в обморок услышав это. Он воскликнул: "О! Царь! Я хочу только 14 миллиардов монет. Я не возьму ни одной монетой больше."

"Нет! Это всё твоё. Я не могу взять даже монеты отсюда. После того, как ты отдашь 14 миллиардов монет своему Гуру, остаток ты можешь взять себе," - настаивал царь. Они спорили очень долго. Никто не отступил и на дюйм.

И тут появился мудрец Варатанту. Люди подумали, что Варатанту возьмёт эти монеты и спор наконец подойдёт к завершению. Но то, что сказал Варатанту удивило всех. Он сказал: "О Царь! Благодаря твоей любезной помощи наша школа находится в благополучии. У нас нет проблем. На самом деле, благодаря твоему состраданию Коутса мог хорошо учиться и овладел 14 различными науками. Но, к сожалению, он не схватил смысла и значения образования. Желание денег всё ещё находилось в его уме. Поэтому он настаивал на том, чтоб предложить мне Гуру Дакшина, а я принял её. Чтобы заставить его понять суть образования я поставил перед ним невыполнимую задачу. Я знал, что он придёт к тебе. Твой простой образ жизни, несмотря на то, что ты царь, открыл ему глаза и отвратил от денег. Поэтому он говорит, что ему ничего не нужно для себя. Теперь его обучение завершено. Я удовлетворён. Твои усилия по поддержанию нашей школы тоже дали желаемые результаты. Я не хочу этих денег. И моему ученику они не нужны. Даже тебе они не нужны. Отправь их все в сокровищницу. Я хочу от тебя только одного: посылай хороших учеников ко мне и Коутса. Это твоя задача. Наша же задача научить их."

Этот прекрасный эпизод ярко показывает значение роли правителя в образовании. Он также показывает какого типа Гуру Дакшина настоящий Гуру ожидает от ученика. Это идея, освящаемая во второй части Шукти.

Пусть моё послание об этих Шукти достигнет ваших сердец. Пусть Господь Даттатрея благословит человечество такими умами, которые желают получить это знание, полезное каждому члену общества.

Джей Гуру Датта.

Шри Свамиджи

[Домой] [На предыдущую страницу]