Бхакти Мала Март 2006 | ||
Шри Датта Дьяна МааликаYasyaiva sadbharta-varai-ssmritaa syaat Сострадание Господа Даттатреи так велико, что даже если Его преданные просто вспомнят Его, этого оказывается достаточно. Оно мгновенно проявляется тогда. Как возможно, что оно появляется сразу, без задержки? Это возможно, так как оно всегда готово. Таково сострадание, которым Гуру Датта обладает для нас. Я восхваляю величие этого совершенного сострадания.
СамоотдачаНесколько типов преданности упоминается в наших писаниях. Среди них самоотдача (Атма Ниведана) рассматривается как высшая стадия преданности. Самоотдача требует полного уничтожения эго и чувств исполнителя и обладателя. Необходимо возложить к стопам Господа наши мысли о йоге (приобретая то, чего нет сейчас), кшема (сохраняя приобретенное) и работу в мире как Его инструменты с неизменной верой в Него. Только тогда мы получаем право на Его милость.
Vetanam nija bhrityeshu (Даже благородные дела не дадут желаемой пользы тому, кто не расплачивается со служащими и не предлагает Дакшину священнослужителям без промедления) Человеческие существа зависят от друг от друга в своем существовании. Почему? Потому что существует много вещей, которые человек хотел бы сделать, но не может выполнить в одиночку. То, что может сделать обычный человек в одиночку, весьма ограничено. Следовательно, он берет множество вещей, сделанных другими и хочет пользоваться результатами этого. Соглашение (одного человека, пытающегося получить что-то, сделанное другим) не должно никому причинять боль. Оно должно быть обоюдно полезным. Вот почему человек дал начало идее общества. Существует много вещей, которые человек не может выполнить в одиночку. По существу, они делятся на два типа: те, которые относятся к мирской жизни, и те, которые относятся к жизни после жизни. Плоды действия мирских сделок непосредственно видны. Следовательно, исполнитель хорошо знает, что он делает, и человек, который берет готовые вещи, хорошо знает, что он берет. Компенсация, уплаченная исполнителю, называется "жалование", "оклад", "плата" и т.п. Если работа и оплата происходят одновременно, обе стороны довольны. Но бывают случаи, когда работодатель находится в привилегированном положении, а рабочий - эксплуатируется. Может даже случиться, что жалование не платится или выплачивается после значительной задержки. Тот, кто сознательно замышляет эксплуатировать работников упомянутым выше способом, - ужасный человек. Такие люди не поддаются логике и разуму. Ничто не проникает в их уши. Они не понимают цивилизованный язык. Бесполезно даже обсуждать таких людей. Давайте обратим наше внимание на тех, кто задерживает выплату жалования. Злое намерение не является единственной причиной задержки. Недостаток средств может быть причиной. Несостоятельность может быть причиной. Отсутствие дисциплины также может быть причиной. Что происходит, когда причиной является злой умысел? Не требуется быть специалистом в писаниях, чтобы сказать, что зло порождает зло. Если человек делает что-то со злым умыслом, он встретится с последствиями этого. Даже если он избежит их здесь, он встретится с ними в другом мире. Что, если недостаток средств является причиной? Это значит, что человек позволяет себе подобные действия, хорошо зная, что он не должен так поступать. Это равносильно жульничеству. Это несправедливо по всем законам. Тем более по закону Божьему. Что, если недисциплинированность является причиной? Это даже более опасно. Это - как камень в руках сумасшедшего человека. Наказание будет строгим. Перейдем к другой причине - несостоятельности. Предположим, что задержка произошла из-за реальной несостоятельности. В этом случае, служащий правосудия должен глубоко проверить обстоятельства перед тем, вынести суждение. Следовательно, он задаст несколько вопросов. Несостоятельность - была ли она до того, как вы поручили работу ему? Или она возникла после того, как работа была сделана? Таков первый вопрос. Если несостоятельность существовала с самого начала, вы не должны были поручать работу вообще. Если вы сделали это, хорошо зная, что вы не можете оплатить сделку, это небольшое жульничество. Почему небольшое? Потому что намерение жульничества не было достаточно сильным. В вашем стремлении к выгоде вы не заметили свою неспособность. При любом намерении, все равно это - жульничество. Следовательно, оно наказуемо. Предположим, несостоятельность наступила после того, как работа была выполнена. В этом случае вы не имеете право требовать результаты работы. Например, предположим, вы попросили горшечника сделать вам горшок. К моменту, когда он сделал горшок, по какой-то причине у вас нет денег, чтобы заплатить ему. Что вам нужно делать тогда? Вы не должны брать горшок. Это - простая дхарма. В результате (вашей любезности), хотя горшечник не получил своей выгоды, результат его труда (горшок) останется у него. Потом он может попытаться найти кого-то, кто купит его. В силу этого, ваш грех может сократиться до некоторой степени. Однако, это решение не всегда является хорошим. Рассмотрим другой пример. Вы отдаете постирать ваше грязное белье прачке. К моменту, когда белье постирано, вы понимаете, что неспособны заплатить ей. И тогда вы не можете сказать: "Мне не нужна твоя работа", потому она не сможет продать результаты своих трудов кому-то еще. Она также не сможет вернуть грязь на вашу одежду. Даже если она сделает так, это не принесет ей прибыль. Она не вернет усилий, которые уже приложила. В ситуациях, где вы становитесь несостоятельным после того, как работа выполнена, некоторый ущерб нанесен другому человеку из-за вас. Как следствие, вы должны подвернуться наказанию. Возможны случаи, когда вы не предвидели свою несостоятельность совсем. Возможны случаи, когда вы не можете предотвратить ее. В этих случаях для вас может не быть наказания. Это очень редкая ситуация. В 99% случаях вы подозреваете что-то. Из-за того, что вы игнорируете это ощущение, вы загоняете себя в нехорошее положение (когда вы задерживаете или отказываете в платеже). В общем случае, общая причина такой ситуации - недостаток средств. Следовательно, даже такие ситуации гарантируют наказание. Второй вопрос, который судья может задать вам: "Вы говорите, что неспособны заплатить ему. Как иначе вы можете компенсировать сделанную работу? Можете ли вы предложить сервис, с помощью которого вы возместите ущерб?" Если человек, получивший работу, действительно честен, он даже не будет ждать этого вопроса. Он добровольно предложит свои услуги. Человек с "разумной" честностью подождет этого вопроса и затем предложит свои услуги. В любом случае он перенесет наказание в форме предложения своих услуг. Другого наказания не требуется. Если вы отказываетесь предоставить свой сервис для замены оплаты, судья безусловно накажет вас в любом случае. Как бы вы не посмотрели на это, если вы получили некоторую работу и не заплатили за это, вы подвергаетесь наказанию. Рассмотрим другой пример. Некоторый человек берет обязательство перед вами выполнить для вас некоторую работу. Предположим, он задерживает ее. Например, типограф печатает свадебную открытку после того, как свадьба завершена. Должен ли он быть наказан? Если вы говорите, что должен, следовательно, вы, который задержали выплату своим работникам, в равной степени наказуемы. Все приведенные обсуждения вращаются вокруг мирских действий. Логическое обоснование наказания для задержки или отказа в оплате может быть легко понято. Но применима ли эта логика к действиям, относящимся к жизни после жизни? Чтобы понять это, мы должны знать, что это за действия. Пуджа, хома и т.п. являются примерами таких надмирских действий. Вознаграждение для подобных действий называется "Дакшина". Вообще говоря, для мирских работ, положение человека, который выполняет работу, ниже, чем у того, который нанимает его. Однако, когда речь идет о надмирских действиях, положение человека, который предлагает свои услуги (например, священнослужителя), выше. Священнослужитель (пурохита на санскрите) подобен Гуру. В мирских назначениях вознаграждение определяется перед тем, как берутся за работу. Однако, когда речь идет о пудже (обряде и т.п.) - все по-другому. Священнослужитель не должен предоставлять прайс-лист своих услуг. Если он делает так, это плохо для него, плохо для человека, который воспользовался его услугами, - так говорят писания. При том, что существует такое фундаментальное различие между трудом наемного работника и услугами священнослужителя, будет ли подходящим использовать одну и ту же логику в обоих случаях? Шукти проясняет этот момент. В случае мирских работ - все ощутимо. Труд - видим, результаты - видимы, плата - также ощутима. Однако, в случае надмирских работ, услуги, предоставляемые священнослужителем - видимы; плата, которую вы даете - видима; но результаты, достающиеся вам - неощутимы. Поскольку денежная компенсация, которую вы даете видима, а результаты - нет, ваше рассуждение может часто сворачивать не в ту сторону. Помните, вы даете дакшину (деньги, даваемее с почтением) пурохите (священнослужителю). Слово "пурохита" требует тщательного изучения. Каковы значения этого слова? Пурохита - это тот, кто может предвидеть ваши неприятности и предложить меры для их предотвращения (пуро - предшествующий, хита - услуга). Пурохита также является синонимом Агни, бога огня. Когда все значения идут вместе, они образуют послание для нас. При выполнении священных действий, подобных пудже, будущие неприятности уходят. Уходят куда? Кто-то должен будет страдать от результатов кармы, проявляющихся как тяготы жизни. Писания говорят, что плохие воздействия, которые уводятся в результате обряда, уйдут к священнослужителю, чьими услугами вы пользуйтесь. Пурохита (священнослужитель), со своей стороны, предполагает, что заслуги, которые он заработал благодаря своему аскетизму, аннулируют тяготы, происходящие с ним. Почему священнослужитель поступает подобным образом? Из-за того, что хотя он и богат, если говорить о заслугах (Пунья) , материально он беден. Следовательно, если вы не оплатите его работу в форме дакшины, он потеряет с двух точек зрения. Во-первых, он потеряет часть своих заслуг (пунья), во-вторых, он потеряет то, что по праву принадлежит ему. Таким образом, вы совершите две ошибки, и будете дважды наказаны. Шукти, упоминая жалование и дакшину в одном предложении, дает еще один намек. Что это за намек? Для истинного садхака разделение на мирское и надмирское не существует. Для него все является духовным, надмирским. Он следует строгим правилам духовности даже в мирской жизни. Только те, кто занимают подобную позицию, могут рассматриваться как ищущие. Существуют многие, кто говорит: "Я заработаю деньги всеми возможными способами и потрачу их на благотворительность". Такие люди могут стать известными и уважаемыми в этом мире. Люди могут плести им венки. Но они не смогут получить признательность Всемогущего Бога. Джей Гуру Датта! Шри Свамиджи [Домой] [На предыдущую страницу] |