Шукти Манджари

Кто такой Гуру? Тот, кто читает проповеди ученикам, является Гуру. Кто есть ученик? Тот, кто воспринимает проповеди Гуру, является учеником. Это общепринятое определение слов Гуру и ученик. Читая эти определения одно вслед за другим можно легко видеть, что они взаимозависимы. Получается, что, не понимая значения слова "Гуру", нельзя понять значение слова "ученик" и наоборот. Можно ли тогда найти ответ на этот вопрос?

У кого возникает этот вопрос? У Гуру или ученика? С точки зрения мирского знания, если нет учеников, то нет и карьеры Гуру. Однако в духовной области у Гуру нет такой проблемы. Наше рассуждение касается духовной сферы. Итак, давайте обсуждать Гуру и Шишья (ученика) с духовной точки зрения. В этой области для Гуру не имеет значения, существуют ли ученики или нет. Следовательно, Гуру никогда не сталкивается с вопросом "кто ученик?"

Перейдём к ученикам. Обычно у них есть духовные устремления. Сами по себе они неспособны достичь духовного прогресса. Такие ученики говорят себе: "Мне нужен Гуру". Только в их ум приходит вопрос: "Кто настоящий Гуру?" Так же они задаются вопросом: "Как мне стать учеником настоящего Гуру?". Таким образом, мы должны попытаться понять значение этих терминов - Гуру и Шишья - только с точки зрения ученика.

Не достаточно ли сказать: "Тот, кто достиг духовного совершенства, есть Гуру?" Возможно, этого достаточно, но возникают два вопроса. "Как определить, что человек достиг духовного совершенства?" - это первый вопрос. "Если в мире много таких людей, то кто из них является моим Гуру?" - это второй вопрос.

Если человек находится в невежестве, возможно ли ему оценить духовные достижения Гуру? А если это невозможно, то неужели для человека нет пути найти его Гуру?

Уникальность человеческого развития заключается в том, что человек пытается понять неизвестное с помощью того, что известно. Ученик, находящийся в поисках своего Гуру, должен следовать аналогичному методу. Как?

Однажды мальчик, учащийся в начальной школе, засомневался, что его учитель может рассказать таблицу умножения. Учитель ответил: "Я могу", и в тот же момент прочёл её наизусть. Затем у ученика появилось очередное сомнение. "Правильно ли учитель прочитал таблицу?" - задумался он. Поэтому он попросил другого взрослого человека подтвердить правильность слов учителя. Тот ответил, что всё верно. И опять этот вопрос поднялся в голове мальчика. На самом ли деле этот взрослый правильно знает таблицу? Теперь проанализируйте эту ситуацию. Мальчик не знает, правильно это или нет. Он не хочет верить другим, поскольку не уверен в верности знания других людей. Как в этом случае ученик может оценить способности своего учителя?

Из-за незначительности знания мальчика, у него не было возможности понять знание Гуру, не зависимо от того, как много людей проверили его. Однако, видя с какой спонтанностью учитель повторил таблицу, видя уверенность учителя и зная его отношение к нему, мальчик попадает под влияние и начинает верить учителю. С этой верой ученик упорно учится и сам становится учёным в математике. Теперь он понимает, что учитель знает не только таблицу умножения, но гораздо более образован в области математики. Он также осознаёт, что чтение наизусть таблицы умножения, что он считал большим подвигом, на самом деле не является такой уж большой заслугой.

Точно также на духовном пути очень трудно самостоятельно выявить своего Гуру. Как мальчик в предыдущем примере, можно распознавать Гуру по экстраординарным атрибутам и по советам других людей, которые достигли определённого прогресса. Даже в этом случае существует ряд дилемм. Многие люди попадаются на удочку чудес, показного поведения, машины пропаганды так называемых великих людей.

Что же в этом случае является признаком настоящего Гуру? Перед тем как мы получим ответ на этот вопрос, давайте разберёмся, почему нам необходим Гуру. Для того чтобы получить духовное знание! Прежде всего, вы обязаны иметь пламенное желание получить его. С таким горящим желанием внутри, когда вы идёте на даршан святого, вы встретитесь со святым, в чьём божественном присутствии ваш ум испытает необъяснимое блаженство и покой. Вы забудете в Его присутствии весь ваш ментальный беспорядок. Вы внезапно ощутите, что все ваши проблемы будут решены. Более того, вы ощутите "Он - мой". Когда вы встретите подобную божественную личность, вы можете быть уверены, что встретили своего Гуру.

Таким образом, на самом деле, Садгуру Сам придёт к вам. Это потому что он знает о вашем затруднении, а также что вы не можете выявить его сами. Означает ли это, что вы должны тихо сидеть, думая: "В конце концов Садгуру найдёт меня?" Нет! Такое отношение не верно. Всемогущий Бог ради Своих бесчисленных детей, обладающих различными умонастроениями, примет бесчисленные формы. Не все формы полезны для вас. Даже в том случае, если полезная для вас форма бродит где-то неподалёку от вас, Гуру не проявит Себя пока ученик не заслужит того. Каков критерий приемлемости? Это горящее желание, отмеченное выше. Когда появится такое горячее желание, вы перестанете задаваться вопросом "Почему я должен отправляться на поиски Гуру? Не могу ли я просто тихо ждать?" Не только это, даже если кто-либо скажет вам: "можете подождать" - вы не будете. Вы несомненно начнёте свои поиски. Ведение подобного изыскания - это ваш долг. Это критерий вашей приемлемости. Как только ваша приемлемость подтверждена, Садгуру откроет себя вам в форме покоя ума, как это было описано выше.

Из этого обсуждения становится ясно кто такой Гуру. Но всё же до сих пор нет возможности описать это в одном предложении. На самом деле, попрание всех определений - это одна из важнейших характеристик Гуру. Хотя и невозможно описать Гуру в одном предложении, мы теперь знаем кто Гуру такой. Имея это как основу, можем ли мы описать кто такой ученик?

В начале этого обсуждения было сказано, что "Тот, кто получает наставления от Гуру является учеником." Теперь мы знаем, кто такой Гуру. Но всё же, вы автоматически не становитесь учеником, хотя и можете выявить своего Гуру.

Это выглядит как предупреждение. Имеет ли оно смысл? Человек, желающий стать учеником, может спросить: "После того, как я повидал многих учёных и благочестивых людей, Я наконец могу выявить благородного человека, в чьём присутствии мой ум испытывает мир и покой. Обладая этим ощущением, когда я убеждён, что Он мой Гуру, как кто-то может говорить, что я не Его ученик?" На самом деле, очень умный вопрос. Но ему не хватает убеждённости. Человек, который использует подобный аргумент, не полностью убеждён, что нахождение Гуру автоматически делает его учеником. Почему? Из за прошлого опыта, скрывающегося в сердце. Когда он был в первом классе школы, он обращался к директору школы "Господин". Однако, директор никогда его ничему не учил. На самом деле, был другой учитель, ведущий уроки, который и преподавал уроки. Чьим учеником он был в реальности в то время? Глубоко в его сердце находится ещё один вопрос. Когда он достиг возраста поступления в колледж, он подал заявку. Его позвали на интервью. Он захотел изучать химию. Но ему предложили заняться историей. Но его заставили обучаться под руководством профессора химии. В конце концов, получилось так, что он не стал учиться ни химии, ни истории, а математике. Итак, чей же он студент? Ученик ли он профессора химии, кого он полагал своим Гуру? Нет необходимости говорить, что нет. Следовательно, его жизненный опыт подсказывает, что только потому, что он полагает кого-то своим Гуру, это может и не быть правдой. Если это верно для мирской жизни, возможен ли отличный подход в духовной сфере?

Поскольку подобные мысли остаются в его голове, он не может опровергнуть условие, гласящее, "тот, кто получает наставления" как характеристику ученика. Но в тоже время, это утверждение является причиной ментального беспокойства, таким образом, он не подготовлен к его прямолинейному восприятию.

В чём проблема принятия этого? Давайте рассмотрим первый пример. Студент начинает заниматься математикой. Но он не имеет никакого представления об этом предмете. Поэтому профессор просит одного из своих ассистентов научить студента основам математики. Итак, чьим учеником является студент? Он ученик профессора или его ассистента? Следующая Шукти предназначена для тех, кто мучается подобными сомнениями. Она определяет, кто является учеником и устанавливает его обязанности. Внимательно послушайте:

Tava shishyohamityukte rnate siddhyati shishyataa
Prabhunaa hi pradaatavyaa mantritaa dasataathavaa

"Только потому, что вы считаете себя учеником, вы им не становитесь. Будь это пост министра или солдата, не Царь ли принимает решение?"

Первая часть Шукти говорит совершенно определённо, что вы не становитесь учеником только потому, что считаете себя таковым. Согласен, это не даёт вам ученичества. Что нужно сделать, что бы стать учеником? Вторая часть Шукти даёт ответ. Она гласит: "ученичество - это не то, что зарабатывается вашими усилиями. Это то, что дарует полный сострадания Гуру."

Что нужно делать, чтобы заслужить сострадание Гуру? Шукти не отвечает на этот вопрос прямо. Вместо этого, она даёт фигуральный ответ. Как?

У царя есть несколько претендентов на пост министра и слуги. Царь отбирает одного кандидата на пост министра. Он также выбирает несколько человек в качестве слуг. Как царь, он не нуждается ни в чьём подтверждении своего выбора. Эот всё. Более нет критериев. Точно также, даже в случае с Садгуру, нет никого выше Его. Решение о том, быть ли вам учеником остаётся за Ним. Никто не может просить спрашивать это. Вы должны удовлетворить его. Отлько тогда вы станете Его учеником.

Среди многих претендентов не все могут обладать качествами, необходимыми для занятия поста министра. Хотя если они обладают минимально необходимыми качествами, царь может дать как минимум роль слуг. Если же они не обладают даже минимальной квалификацией, они просто останутся обычными гражданами.

Аналогично, если вы способны удовлетворить Гуру, Он дарует вам возможность быть учеником. Хотя многие могут обладать необходимыми качествами, кцарь вправе сделать министром только одного из них, а из оставшихся он сделает несколько своих слуг. Точно так же Садгуру посвящает в ученики только некоторых. Если у вас нет нужных качеств, вы остаётесь просто преданными. Но всё же, вы буде преданными, которые постоянно улучшают свои качества с тем чтоб стать учениками. Если вы не обладаете таким отношением, то останетесь просто странником, бродящим туда сюда. Этот смысл фигурально выражается второй частью Шукти. Это не всё. Там есть два слова - Mantritaa и Daasataa (Mantri=Министр, Daasa=Слуга). Здесь слово Мантри означает не просто министр. Оно значит тот, кто занят духовным поиском посредством Мантры. Что это означает? Это значит что Гуру, благословивший вас, знает, какой путь наиболее вам подходит - путь духовного исследования или путь Бхакти (поклонения) и принимает соответствующее решение. Это также значит, что пока Гуру не принял решения, вы не получите статуса студента. Вы станете им только после решения Гуру.

Если Гуру станет сострадательным к вам, Он покажет вам какой нибудь путь. Но чтобы Гуру проявил сострадание, вы должны заслужить это. Как обрести это право? Из вышеизложенного обсуждения мы пришли к пониманию того, что Шукти не даёт прямого ответа. Давайте посмотрим, где он скрыт в Шукти.

Косвенно говоря, что Гуру покажет вам либо путь Упасаны (духовной практики) или же Даасья Бхакти (путь посвящения и преданности), она даёт вам совет как можно расширить свои права. Шагом, предшествующим Упасане является Нама Санкиртана. Шаг, предшествующий посвящению/преданности - слушание дискурсов о мифологических писаниях и служение преданным. Для того, чтобы делать это, не нужно формального посвящения (инициации). Каждый может делать это. Вы должны развить природный интерес к этому. Когда вы заинтересуетесь и начнёте делать осознанные усилия для расширения этого интереса, вы заслужите право быть учеником. Когда вы достигнете квалификации, вы (кто занимался служением преданным) автоматически заслужите служение Гуру. Если вы занимались Намасаркинтаном, вы заслужите вступления на путь Упасаны. В любом случае, вы поднимитесь с уровня преданного на уровень ученика. Этот путь удовлетворения Гуру и станвления учеником - скрытое послание данной Шукти. После получения по милости Гуру статуса ученика, вы должны продолжить поиск в соответствии с наставлениями Гуру. Вы не должны забывать, что поиск продолжается пока есть благословение Гуру. Вы должны стремиться поучить больше благословения.Вы должны осознать, что благословения Гуру являются как средством, так и целью поиска.

Может ли министр подумать - "Теперь я министр, зачем мне благосклонность царя?" Даже став министром, его долгом остаётся удовлетворение царя. В этом есть предназначение сравнения статуса ученика и министра. Следовательно ученик должен продолжать удовлетворять Гуру. Это скрытое занчение Шукти.

По милости Господа Даттатрея, пусть это послание достигнет вашего сердца и пусть все вы станете хорошими учениками Садгуру.

Джай Гуру Датта.

Шри Свамиджи

[Домой] [На предыдущую страницу]