Бхакти Мала Май 2006

Шри Датта Дьяна Маалика

Sarvasya bandhor-nahi yasya bandhub
Bandhu-ssvayam yoyam abandhu bandhub
Tam deena bandhum jagadeka bandhum
Mamaatma bandhum gurudatta meede

Он - родственник каждому. Тем не менее, у него нет родственников. Только Он родственен Себе. Он - родственник тем, у кого нет родственников. Он - родственник приниженных. Он, на самом деле, - родственник всему миру. По отношению ко мне, Он - Атма Бандху (родственник Я). Он - никто другой, как Гуру Датта. Ему я возношу свои молитвы.

(Бандху = родственник, доброжелатель, близкий друг).

Капли нектара

Милость Гуру

Милость Гуру и собственное усилие - это две составляющие прогресса на духовном пути. Тогда как милость Гуру всегда постоянна, усилия со стороны преданного меняются время от времени, и это является причиной того, что он не способен испытать милость Гуру. Не может быть такого, что сегодня милость Гуру присутствует, а завтра - нет. С другой стороны, именно нежелательная череда мыслей загрязняет внутреннее виденье преданного и он не чувствует милость Гуру.

Следовательно, преданный должен непреклонно стараться устранить все нежелательные мысли, вовлекая себя в духовную деятельность (садхану), и оставаться уверенным в том, что милость Гуру всегда с ним.

Шукти Маджари

Satkutumba prasootaa hi
Vadhoo-mevodvahe-nnarab
No ched-bhrigu-vadevashu
Dharma sankata bhaag-bhavet

(Человек должен жениться на девушке из хорошей семьи. В противном случа, он вынужден будет страдать от серьезных последствий так же, как страдал мудрец Бригу)

В наши дни увеличивается число фильмов и телевизионных сериалов с любовными историями. Они прославляют влюбленность, замужество, как будто они являются величайшими достижениями в жизни. В этих историях есть старики, которые предостерегают юношу: "Она не из хорошей семьи. Мы не одобряем эту женитьбу". Юноша немедленно отвечает: "Я женюсь на девушке, а не на семье. Она - очень хорошая девушка. Будь что будет - я женюсь на ней". Будет пара песен дуэтом, эпизоды споров и, в заключение, они женятся. Фильм заканчивается.

Кино заканчивается. Увы! Жизнь должна продолжаться. Фактически, реальная независимая жизнь человека начинается только после его женитьбы. Юноши и девушки, находящиеся под влиянием современных фильмов, кажется, не понимают этого.

Любовь - очаровательное чувство. Человек рождается среди любви. Он ставит свои стопы на эту планету среди любви. Первая любовь, которую он чувствует - это материнская любовь. Любовь к матери и материнская любовь. По мере его роста его любовь переключается на игру, образование, деньги, женщин, славу, его детей, их детей и т.д. Интересно отметить, что во время такого изменения направления любви, период, когда он влюбляется в женщину, кажется, имеет наибольшее влияние. Это тот период его жизни, когда его тело сильно, ум полон энтузиазма, и он уже ощутил успех в жизни. Как следствие этого, любовь, которая появляется затем, ощущается обоими очень сильно. Преодоление сопротивления старших и доброжелателей представляется им величайшей победой. Они находятся под влиянием иллюзии так называемой "победы".

Но жизнь - ужасная вещь. Иногда она бывает беспощаднее врага. Поэтому, когда юноша выходит из своей эйфории и ступает в реальную жизнь, бурные потоки жизненных ситуаций заставляют его забыть о "женитьбе по любви". Когда бы он не сталкивался с проблемой, сама проблема принимает угрожающие размеры. Не только это, проблемы досаждают им без конца. И, за небольшим исключением, везде происходит одно и то же. Это обречено случаться с каждым, не важно, король это, ученый или мудрец. Сладкие слова любви не приходят на помощь, когда человек попадает в объятия тяжелой жизненной ситуации. Даже мудрец Бригу стал жертвой подобного беспорядка.

Бригу был необыкновенный мудрец. Мы наталкиваемся на ситуацию при женитьбе Господа Шриниваса (Шриниваса кальяна), когда он заставил трепетать даже Брахма, Вишну и Махешвару. Таким он был великим йогом. Когда он был молод, произошел очень необычный случай. Несколько ракшасов в возрасте собрались вместе, чтобы обсудить уменьшающуюся силу демонов. Они беспокоились о том, что нет никого, кто бы мог защитить ракшасов. Они разработали план.

Как часть их плана, Дити, красивая девушка, приблизилась к мудрецу Бригу и предложила жениться на ней. Если перевести на язык современного кино, она сказала: "Я люблю тебя". Бригу не был поспешен. "Кто ты?", - спросил он. "Я - незамужняя девушка - демон", - ответила она. "Не очень хорошо заводить родственные отношения с демонами", - сказали престарелые мудрецы, которые были вместе с Бригу в это время. "Что из того, что она из семьи ракшасов? Она красивая. Она говорит, что будет послушной. Более того, она обещала мне, что не будет нарушать моих распоряжений. Характер более важен, чем происхождение", - подумал мудрец Бригу и женился на этой прекрасной девушке.

Прошли годы. Она была полностью послушна своему мужу. Их любовь росла день ото дня. Постепенно, ее родственники начали посещать их. Бригу не нравилось это. Он не хотел, чтобы тамасические личности навещали их. Но он ничего не мог поделать с ними. Если бы он возражал, его жене было бы больно. Поэтому он закрыл на это глаза.

Постепенно, ракшасы осмелели. Они стали приходить чаще. Бригу выказывал им некоторое уважение, потому что в писаниях сказано, что гостей надо уважать. Ракшасы думали, что Бригу действительно уважает их. Они начали открыто хвастаться, что Бригу уважает и поддерживает их. Это достигло ушей Бригу. Но он проигнорировал это. "Зачем мне волноваться по поводу того, что они говорят?", - сказал он сам себе и остался невозмутим. Прошли годы.

Неожиданно, вспыхнула война между богами и демонами. Господь Вишну также участвовал в этой войне и яростно сражался. Демоны спасались бегством. Чета Бригу постоянно получали все новости. "Зачем нужно ввязываться в войну? В конце концов, мы совершаем духовную практику", - думали они и оставались невозмутимыми.

Был вечер. Согласно писаниям, нужно было идти на реку далеко от дома и вознести молитвы Сандья. В соответствии с этим, Бригу вышел из своей хижины и пошел к удаленной от дома реке.

Именно в это время тысячи демонов прибежали к дому Дити и сказали, что они ее родственники. "Дити! Ты обязана защитить нас", - умоляли они.

К тому моменту Дити была уже очень стара. Что из того! В ней сохранился мягкий уголок для представителей ее сообщества. Она почувствовала жалость к ним и сказала: "Заходите и прячьтесь внутри. Никто, даже боги не осмелятся войти в наш дом. Я буду дежурить перед дверью". Сказав так, она отправила всех внутрь.

Через мгновения Господь Вишну, верхом на Гаруде, приземлился там. Дити была счастлива и боялась в то же самое время. В конце концов, именно для Его священного даршана она вместе со своим мужем выполняла практики все эти годы. Сегодня ей посчастливилось получить Его даршан. Но она больше боялась, чем была счастлива.

Как и ожидалось, Господь Вишну спустился с Гаруды и спросил ее, не видела ли она группу демонов где-нибудь поблизости.

Ее привязанность к своему народу заставила Дити скрыть правду. Более того, она заставила ее проявить варварскую смелость. Она стояла перед дверью, как если бы хотела предотвратить вход в жилище любого существа, и сказала: "Господь! Мой муж ушел на реку возносить молитвы. Ты должен ждать его возвращения. Так велит дхарма - ты не можешь войти в дом, когда моего мужа нет поблизости. После его возвращения мы пригласим тебя внутрь с уважением. До этого момента я буду стоять перед дверью".

Слушая ее, Вишну понял, что происходит. Его ум стремительно размышлял. "Будет трудно столкнуться с Бригу. Поэтому я должен действовать быстро. Но невозможно войти в дом из-за Дити, стоящей перед дверью. Если я промедлю, у меня может не быть подобного случая. Что мне делать?"

Вишну подумал мгновение. Подобно молнии он оценил ситуации, которые могли бы возникнуть в будущих югах. Он принял решение. Он выпустил свой диск и снес Дити голову.

Демоны, прятавшиеся внутри все это время, никогда бы не могли представить, что подобная вещь может произойти. Так же они не могли бы никогда подумать, что Господь Вишну убьет жену мудреца. Они были в шоке. К моменту, когда они пришли в себя, диск Господа Вишну приближался к ним, убивая одного за другим. Те, кто избежал этого, стали жертвой стрел Вишну.

Когда все было закончено, Бригу вернулся с реки. Он увидел тело своей жены рядом с дверью и сотни мертвых тел внутри дома. Он увидел гордо реющего Гаруду и сияющего Вишну.

Неожиданно, сострадание к его умершей жене взяло вверх. "Какой послушной женой она была! Какой великой женщиной он была! Она покинула свой народ ради меня!! Что случилось с Господом Вишну? Он забыл, что она женщина? Он забыл, что Дити была моей женой? Как мог он убить ее?", - Бригу пришел в ярость к этому моменту. Охваченный гневом, он проклял Господа Вишну: "Вишну! Ты подкрался, когда меня не было, и убил мою жену! Ты тоже будешь скоро страдать от подобной судьбы. Таково мое проклятье!"

Хотя Бригу яростно кричал, Господь Вишну оставался спокойным. Он даже улыбнулся Бригу и сказал: "Я хорошо приготовился к этому".

Бригу не мог больше выносить это. Он приготовился произнести еще одно проклятие. Только тогда он понял, что у него больше не осталось сил. Он исчерпал силу, накопленную годами практики, прокляв Господа Вишну. То, что он накопил тысячами лет практики, было потеряно в одно мгновение, даже без его понимания.

Он не был больше мудрецом. Он был просто Бригу. Одно из значений слова Бригу - галька, голыш. Он рыдал, как обычный человек теперь. Его собратья - старые мудрецы - пытались утешить его словами мудрости.

"Бригу! Не плачь. Не будь эмоциональным. Не поддавайся страсти. Не поддавайся ненависти. Посмотри на Господа Вишну. Учись у него. Помни, Он не проклял тебя в ответ. Почему? Разве он не способен на это? Или он не знал, что ты потерял всю свою силу? Ты никого не убил. Ты просто послал проклятие. Из-за этого ты потерял всю силу. Что же с Вишну? Он действительно убил. Убил женщину! Он убил без сожаления! Что произошло? Его сила и энергия увеличились! Знаешь, почему? Подумай сам. Он убил без ненависти. Он убил без эго. Он сделал это без привязанности, беспристрастно. Он сделал это, как выполняют свой долг. Таким образом, даже убийство превратилось в тапас. И поэтому его великолепие увеличилось. Твое проклятие сделало Его даже более миролюбивым".

"Как насчет тебя? Твое проклятие сопровождалось гневом. Гнев на кого? На Господа Вишну, которому ты поклонялся все эти годы! Ты был полон эго, когда посылал свое проклятье. Ты был очень горд своей силой аскезы. Смотри! Вот в чем разница. Из-за этой разницы ты получил такие последствия".

"Бригу! Ищи истинную причину всего произошедшего. Твоя жена была хорошей женщиной. Мы не отрицаем это. Она была послушна тебе. Мы ценим это. Но она поддерживала демонов, тамасичных по своей природе. Она хотела помочь своему народу. Ты саттвичен по своей природе. Они - тамасичны. Тебе не нравилось, что они часто навещали вас. Но, тем не менее, ты не приложил никаких усилий, чтобы прекратить это. Ты не хотел огорчать их. Ты не хотел причинять боль своей жене. Ты стал мягким. Каковы последствия? Демоны превратили ваш дом в свое убежище. Твоя жена тоже стояла за них".

"Из-за того, что ты вступил в родственные отношения с демонами, весь тапас, который ты выполнял многие годы, был потерян. Почему тебя постигла такая участь? Мы предупреждали тебя об этом во время твоей женитьбы. Мы говорили тебе, что тебе следует жениться на девушке из благородной семьи. Ты решил, что более важны комфорт и ее послушание. Для того, чтобы женитьба длилась долго, одного комфорта недостаточно. Должно быть также и достоинство. Если его нет, человек станет жертвой тяжелых последствий, рано или поздно. Невозможно предсказать, в какой форме придет неприятность. Сегодня она пришла к тебе в такой форме.

"Пробудись хотя бы сейчас! Избавься от своего гнева на Господа Вишну. Не позволяй развиться влюбленности в отдельного человека. Делай то, что должно быть сделано сейчас. Начни тапас немедленно. Тот, кто остается на пути тапаса с полной отдачей, может одержать победу на чем угодно. Даже над временем. Не забудь это".

Старцы давали много советов Бригу. Так как Бригу был по природе благородного характера, он внял их советам и вернулся к тапасу.

Если такие неприятности могут произойти с великими мудрецами, такими как Бригу, что же говорить об обычных человеческих существах? Пощадит ли их жизнь? Что мы скажем о тех, кто введен в заблуждение, считая, что жизнь полна роз - так, как это изображено в фильмах?

Мы объяснили основную цель женитьбы на нескольких случаях в прошлом. Мы показали с помощью рассуждений, что поддержание дхармы - это основная цель женитьбы. Данная шукти говорит, что человек вынужден будет столкнуться с тяжелыми последствиями, если он не осмотрителен в отношении семьи девушки. Даже великий человек, такой как Бригу не смог избежать последствий, хотя в начале демонстрировал отвагу. Прямое значение имени мудреца только лишь указывает, что никто не может избежать последствий неправильного действия.

Шукти говорит, что юноша должен внимательно изучить родословную девушки. Тот же самый совет относится и к девушке. Она также должна изучить родословную юноши. В прежние дни девушки не были так отважны, чтобы принимать независимые решения. В наши дни это становится чаще. Неважно, юноша это или девушка, они должны быть очень осторожны при выборе партнера жизни. Они должны придать наибольшую важность происхождению семьи. Таково послание шукти.

Джей Гуру Датта!

Шри Свамиджи

Лекции по Бхагават Гите - 135

(из лекций Пуджья Шри Свамиджи)

Составлено Свами Даттанандой

"О трояком различении разума (буддхи), а также стойкости по гунам внимай изложенному исчерпывающе и подробно, о Дхананджая". (29-XVIII)

"О Партха, разум, который знает (правильное) начинание и прекращение и не подлежащее выполнению, страх и бесстрашие, узы и освобождение, саттвичен". (30-XVIII)

Теперь Господь собирается описать детальную классификацию разума, а также смелости или стойкости, тройственных в соответствии с гунами. Разум, в котором доминирует саттва, правильно понимает значение действия (правритти), включающего ритуалы и обязанности. Оно вызывает привязанность к колесу рождений и смертей. Он ясно демонстрирует, что имеется в виду под отказом (нивритти), который ведет к освобождению или мукти. Он отказывается от пути действия и следует пути освобождения. Кроме того, саттвический интеллект делает различение между тем, что является долгом и не является им, означающее, что должно быть сделано, а что нет в соответствии с писаниями. Так как мирская жизнь полна напряжения, страха и неожиданностями, саттвический интеллект отказывается от нее, и обращается к божественной жизни, и достигает божественной реализации, являющейся состоянием бесстрашия и непреходящего счастья.

"О Партха, разум, который неправильно понимает праведность (дхарму) и неправедность (адхарму), подлежащее и не подлежащее выполнению, раджасичен (страстен)". (31-XVIII)

Раджасический разум покрыт облаками страстей. Он не может понять, что такое праведность, а что неправедность. Чтобы удовлетворить свои эгоистические желания, он применяет неправедные методы, рассматривая их как праведные. Люди с раджасическим разумом запутались в том, что хорошо, а что плохо, и поэтому не знают, что является их долгом, а что нет.

"О Партха, разум, окутанный темнотой (невежеством), который считает неправедность праведностью и, поистине, воспринимает вещи противоположно тому, как они есть на самом деле, тамасичен (темен)". (32-XVIII)

Человек тамасического разума видит неправедные вещи как праведные, так как его ум погружен в невежество. Как таковой, он следует пути адхармы и становится причиной своего собственного разрушения. Так же, как пьяному весь мир представляется кружащимся, человеку с тамасическим разумом все представляется перевернутым вверх ногами. Он видит все вещи противоположными тому, чем они являются.

"О Партха, непоколебимая стойкость, с помощью которой регулируются неуклонной йогой деятельность ума (манаса), жизненных сил (праны) и чувств (индрий), является саттвической". (33-XVIII)

Теперь Господь говорит о "дхрити", которая означает стойкость или решимость. Люди демонстрируют стойкость и смелость в мирских делах, подобными обучению вождению автомобилей или самолетов, или даже посадке на Луну с помощью ракет. Такой тип стойкости является похвальным. Но контроль ума и органов чувств является значительно более трудным. Ум обладает тенденцией бежать за чувственными удовольствиями. Но тот, кто имеет полный контроль над своим умом и чувствами, достигает совершенства. Стойкость или решимость, с помощью которой контролируются ум, жизненная сила и органы чувств и направляются к внутреннему Я, называется саттвической. Это дается практикой йоги медитации, пранаямами или самоконтролем. Саттвическая стойкость непоколебима (авьябичарини).

"А стойкость, о Арджуна, с помощью которой человек выполняет дхарму, желания (чувственных удовольствий) и добивается богатства с желанием плодов, раджасична, о Партха". (34-XVIII)

Стойкость, рожденная из раджаса, заставляет человека исполнять дхарму, наслаждаться чувственными удовольствиями и богатством с сильным желанием пожинать плоды. Он убежден - чтобы радоваться жизни он должен стойко добиваться этих вещей. Говорят, что этот тип стойкости пронизан раджасом, потому что раджас создает сильную привязанность к чувственным удовольствиям и богатству. Этот тип стойкости или "дхрити" не является высшим, так как он оставляет человека погруженным в чувственный мир. Она не может повести человека к реализации Я, которое одно может сделать человека вечно счастливым и спокойным.

"Та стойкость, которая не освобождает глупца от сонливости, страха, печали, безысходности и сладострастия, о Партха, тамасична". (35-XVIII)

Пропитанная тамасом стойкость создает в человеке излишнюю сонливость, страх, печаль и безысходность. Она также заставляет человека потакать чрезмерному сладострастию вплоть до полного разрушения своей личности, так как он начинает применять даже криминальные методы для удовлетворения своих желаний.

Истинный ищущий должен прилагать искренние усилия для подъема над злом сладострастия, страха, отчаяния и т.п. всеми способами. Практикуя концентрацию и медитацию, он должен достичь ровности ума и индифферентности к боли и удовольствию, успехам и неудачам.

Истории для детей

Судева

Некоторые люди достигают большого успеха в жизни, становятся богатыми и тратят свое богатство на благотворительность. Есть те, кто работают на таких успешных людей и ведут обычную жизнь. Мир знает преуспевающих филантропов как великих людей, и толпа выказывает одобрение им. Однако, те, кто работает на таких преуспевающих людей остаются неузнанными. Общество часто рассматривает их как слуг. Но отражает ли это правду? История об императоре Амбарише отвечает на этот вопрос в соответствующем стиле.

У Амбариши, которого мы имеем в виду, нет легендарной известности. Но это не означает, что он не был великим. Он был страстный последователь дхармы и регулярно выполнял яджны и другие обряды во благо мира. "Если я выполняю яджны, это приведет к хорошим дождям. Это благотворно для моих подданных и, в то же время, это обеспечит мой переход в лучший мир после моей жизни" - таковы были размышления короля.

Когда дело доходило до управления, его метод был слегка экстравагантным. Нельзя сказать, что он не был приспособлен для этого. Но нельзя было сказать, что он был предназначен для этого. Он делал то, что считал правильным в том момент. Соответственно он отдавал и приказы. Министры и руководители армии часто удивлялись его методам. Так как удача была на его стороне, ничего неблагоприятного не происходило, не смотря на то, что король принимал импульсивные решения без достаточного обдумывания "за" и "против".

Поскольку госпожа удача была всегда на его стороне, его враги не могли причинить ему сколько-нибудь значительный вред. Это не значит, что у него не было неприятностей от врагов.

Однажды случилось так, что очень сильный враг объявил войну. Амбариша, известный своими импульсивными решениями, послал все войско с военачальниками на поле боя. Его министры говорили ему, что не очень хорошая идея развертывать все войска сразу. Амбариша не последовал их совету.

Пока происходила битва, три демона - Судама, Видама и Дама - пришли со своими армиями и одновременно атаковали королевство Амбариши. Амбариша не знал, что делать. Он уже развернул все свои силы в другой битве. Он был в отчаянии. Он потерял свою невозмутимость в одно мгновение. В этой ситуации к нему подошел Судева, начальник службы безопасности дворца.

Судева был офицером нижнего ранга. Его обязанностью было охранять дворец. У него была небольшая группа солдат. Их рутинная обязанность была довольно скучной, лишенная привлекательных действий. Поскольку у него было мало ежедневных дел, он занял себя поклонением Господу Шиве. Он честно выполнял свои обязанности. Он заработал хорошее имя.

Как только Амариша увидел Судеву, он разгневался. "Судева! Посмотри на себя! Ты выглядишь, как перекормленная свинья. У тебя не было никакой значительной работы в твоей жизни. Тебе нет необходимости больше охранять мой дворец. Возьми своих солдат на фронт. Сразись с демонами, которые атаковали наше королевство", - прокричал король.

Те, кто видели это, были в изумлении. Судева был просто обычный охранник. Как он может сражаться со столь могущественными демонами? К тому же с горсткой солдат? Судева был тренирован в сражении на мечах. Мог ли он принять вызов огромной армии демонов, опытных в невидимых битвах? "Нам суждено попасть туда", - думали охранники.

Судева совсем не был обеспокоен. Твердая решимость была в его глазах. "Солдаты! Пришел день расплаты. Не может быть лучшего действия, чем сражение за безопасность нашего хозяина. Нет большей дхармы, чем эта. Не бойтесь. Я поведу от передовых позиций. Давайте помолимся Господу Шиве. Он, несомненно, поможет нам. Давайте сражаться!", - такими смелыми словами Судева ободрил своих солдат и вошел внутрь храма Шивы.

Он встал перед Господом Шивой и сказал: "О, могущественный Господь! Защитник вселенной! Пришло время для нас отдать наши жизни ради нашего хозяина. Как ты собираешься защитить это королевство - твое дело. Я буду просто молиться".

Судева повел свою группу на поле битвы. Сюрприз, сюрприз! Каждая стрела, которую выпускал Судева и его солдаты, становилась массивными метательными снарядами и находили цели с совершенной точностью. Солдаты были сильно воодушевлены тем, что происходит, и усилили свои атаки. Руководители армий демонов наблюдали то, что происходит, и сразу атаковали Судеву.

Судева был в яростном боевом настроении. Он уничтожил армии врага и полностью одолел лидеров трех демонов. Некоторые солдаты демонов собрали всю смелость и дали отпор с упорством.

Продолжение следует

[Домой] [На предыдущую страницу]