Шукти Манджари |
Учителя обычно сталкиваются с двумя проблемами. Как заставить глупого ученика понять предмет - это первая проблема. Как привить хорошее поведение агрессивным и высокомерным ученикам - это вторая проблема. Первая задача проверяет и усиливает интеллектуальные возможности учителя, в то время как вторая проверяет его терпение. Существует множество учителей, которые не уделяют должного внимания второй задаче. Даже те, кто интересуется данной проблемой, демонстрируют нетерпение и стараются достичь результата строгостью. Некоторые оспаривают такую позицию, считая что неправильно быть столь строгими, а следует завоевать уважение и любовь учеников и затем пытаться трансформировать их. Другие говорят, что такая мягкость не подходит для всех случаев. Они так же подтверждают, что строгость в некоторых случаях не помогает. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому методы должны быть подходящими ментальности ребёнка - говорят некоторые специалисты. Если так сложно согнуть маленького ребёнка, подобного нежному ростку, насколько же сложнее преобразовать взрослых? Как привить им хорошие мысли? Духовные учителя встают перед этой проблемой. Другим именем духовного учителя является Садгуру. Обычно именно взрослые приходят к Садгуру и просят Его научить их. Когда Садгуру пытается удалить их дефекты, они становятся упрямыми. Они совершенно убеждены, что в них нет дефектов. С таким отношением они начинают заниматься Гуру Сева. Гуру всегда находят подобных учеников проблематичными. Садгуру несёт ответственность за устранение всех и каждого дефекта в своих учениках. Он должен устранить у Сврих учеников эго и себялюбие. Следующая Шукти предназначена для таких Садгуру. Mridutva naisvaarthya mukhaan sva shishye Чтобы привить благородные качества нежности и самоотверженности Своим ученикам, Садгуру иногда должен демонстрировать качества, которые противоположны этим благородным (грубость и эгоизм). Это подобно тому как кормящая мать пьёт горькое лекарство чтобы вылечить болезнь младенца. Между мыслью этой шукти и мнением некоторых специалистов, считающих что учитель должен действовать в соответствии с наклонностями ученика, есть определённое сходство. Но есть и серьёзное расхождение. Эта шукти гласит, что Гуру должен демонстрировать качества, которые противоположны тем, которые Он собирается привить Своему ученику. Это резко контрастирует с мнением, что взрослым сложно привить благородные качества и что надо это делать примером, сначала практикуя их самостоятельно. Те, кто принадлежит к движению "прививания", прибегают к примеру великих людей, таких как Махатма Ганди. С другой стороны, те кто поддерживают "строгость" подкрепляют свои мысли примером преступников рецидивистов, которых невозможно исправить. Какую же сторону поддерживает эта Шукти? Она не поддерживает ни одну. На деле она даже не касается этих проблем. Эта шукти предназначена для Гуру таких учеников, которые несмотря на то что стоят на духовном пути, не способны пересилить свои негативные качества или тенденции прошлых жизней. Как только это становится ясным, вы не будете более сравнивать эту шукти с этими двумя движениями. Некоторые эпизоды, которые мы встречаем в Даттатрея Пуране, помогают понять это лучше. Благородный человек по имени Вишну Датта и его супруга вели с юных лет жертвенную жизнь. Он не сбивался с толку мирской жизнью. Однажды у него появилось желание увидеть Господа Даттатрею. У Вишну Датта был Гуру, который очень хорошо направлял его по духовному пути. Вишну Датта был тружеником и достиг большого прогресса в духовном путешествии. Теперь у него появилось желание увидеть Господа Даттатрею. Даже Господь Даттатрея пожелал дать ему даршан. Была ли необходимость у Господа Даттатреи давать Даршан Вишну Датте, который был уже довольно стар и достиг существенного духовного прогресса? Это случилось потому, что у Вишну Датта были некоторые недостатки, которые его Гуру не мог устранить. Поэтому теперь Господь Даттатрея взял на Себя ответственность за устранение этих недостатков. Поэтому Он пожелал дать даршан Вишну Датте. Вишну Датта был в преклонном возрасте. Он практиковал тапас много лет. Как мог остаться в нём хоть один недостаток? Да. Даже у таких людей есть недостатки. Они остаются неизвестными обладающим ими людям. Только Господь Даттатрея может устранить подобные недостатки. Даттатрея впервые появился перед Вишну Даттой в мясной лавке. Да ещё в форме алкоголика. Хотя Вишну Датта смог понять, что это никто иной как Господь Даттатрея, он не пал перед Ним. В следующий раз Господь Даттатрея предстал перед ним как дикарь, бродящий по кладбищу. И в этот раз Вишну Датта не подошёл к нему близко. После этих двух эпизодов в мозгу Вишну Датта началось брожение и самоанализ. Почему Господь Датта появлялся в такой форме? - спрашивал он себя. После длительных размышлений родилась Амрита. Какая Амрита? Нектар мысли. Какой мысли? "Я ненавижу плохое. Не хорошо ненавидеть. Я всегда должен быть на правильном пути, поэтому я не должен ненавидеть плохое поведение. Вместо того, чтобы знать это, я ненавижу. Господь Даттатрея являлся в этих формах чтоб послужить мне зеркалом и показать мне мои недостатки." Так размышлял Вишну Датта. Как только эта подобная нектару мысль родилась в голове Вишну Датта, в нём не осталось более недостатков. После ещё одного теста Господь Даттатрея дал Даршан Вишну Датте в Своей настоящей форме. В Датта Пуране есть ещё один эпизод, в котором Господь Даттатрея предстаёт перед Индрой в форме подвыпившего человека, занятого любовной игрой с женщиной. Хотя Индра и понял неправильно Даттатрею в начале, он вспомнил совет старших мудрецов и быстро оправился. "Садгуру Датта! Поскольку я стал рабом своих чувств, ты дал мне Даршан в этой форме чтоб указать мне на сои ошибки," сказал Индра себе. Благодаря этой мысли Индра получил защиту. Когда Господь Даттатрея появился перед Джамбасурой и другими демонами в той же форме, они поверили, что она настоящая и постарались захватить девушку рядом с Господом Дататреей. Когда Господь Даттатрея понял, что желаемое преобразование в умах демонов не происходит, Он решил, что им не стоит жить. В мгновение они были повержены Деватасами. Эти эпизоды делают одну вещь очень ясной. Господь Даттатрея не являет всем одну и ту же форму. Он показывает такие формы, которые отражают недостатки тех, кто пришёл к Нему на даршан. Другими словами, он действует как зеркало. Эта шукти защищает ту же технику. Для указания того, что Гуру поступает как зеркало, используется фраза "Gurustad vipareetameti". Vipareeta на санскрите означает инверсию. Когда объект представляется инвертированным? Когда он находится перед зеркалом. Когда Гуру принимает на себя роль зеркала, является феномен бокового отражения и недостатки ученика отражаются в Садгуру. В то же время хорошие качества Садгуру передаются ученику. Этот феномен в Шукти обозначается термином 'Viparyayam'. Это слово обозначает не только используемый метод, но и приносимые им плоды. Очень хорошее объяснение. Но стоит ли Гуру использовать столь авантюрные методы только ради блага учеников? Должны ли они так поступать? - может спросить кто-нибудь. Шукти даёт на это ответ примером матери, которая пьёт горькое лекарство ради здоровья младенца. Это не значит, что, заставляя мать пить горькие лекарства, мы можем вылечить все болезни малыша. Но в некоторых случаях это хороший способ. В таких случаях мать не скажет "это лекарство очень горькое, я не буду пить его" и не станет его принимать. Аналогично, когда все пути закрыты, и Гуру понимает, что остался только один путь, он принимает форму зеркала и не будет (не должен) медлить с отражением в Себе нехороших качеств Своего ученика. С помощью примера с зеркалом, Шукти помогает ученикам понять случающееся "странное" поведение Садгуру. Это так же освобождает учеников от переживания той же участи, что и Джамбасуры. Джамбасура отличается тем, что он не принял Даттатрея как Гуру. Существуют примеры тех, кто приняв Даттатрея как Садгуру и получив от Него много помощи, совершали ошибки не понимали Его. Эпизод Дхарма Кирти (в Датта Даршанам) пример этого. С помощью понимания этой Шукти можно избежать подобных ошибок. Да благословит вас Господь Даттатрея правильным пониманием вашего Садгуру. Пусть вы не будете подталкивать вашего Садгуру к тому, что бы Он был вынужден ради вас выпить горькое лекарство! Джай Гуру Датта. Шри Свамиджи |
[Домой] [На предыдущую страницу] |